ШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

ПРОГРАММА СПОРТИВНОГО КЛУБА

Пояснительная записка

       Программа курса внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»   разработана в соответствии с требованиями:

— Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;

— Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);

— Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);

— Уставом МОУ СОШ №5;

      Программа направлена на привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательной организации традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование у обучающихся здорового образа жизни, их успешную социализацию.

       Реализация программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб» по модулям позволяет максимально учесть в образовательной деятельности специфику развития обучающихся на каждом уровне, каждого возраста и формировать в любом возрасте социально компетентную личность на основе учёта индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения. 

        Реализации программы на уровне основного образования помогает педагогам интенсивно формировать личность и получить подростку правильный нравственный опыт, удовлетворить потребность первостепенной значимости в принадлежности к какой-нибудь группе, а также снизить негативные факторы, обусловливающие различные поведенческие отклонения в этом возрасте: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

         Для старших школьников программа практически готовит их к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.                              

         Мышление в судейской и инструкторской практике, арбитраж дает обучающимся возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между людьми. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием старшеклассника, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Он стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь: профилируется, готовится к труду, к выполнению гражданских обязанностей.

         Программа предназначена для занятий с обучающимися на уровне основной и старшей школы и рассчитана на обучающихся:

—          проявляющих повышенный интерес к физической культуре и спорту;

—          мотивированных на дальнейшее обучение в учебных заведениях спортивного назначения.

           Виды деятельности обучающихся в рамках программы: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

           Образовательные формы, предусмотренные в программе: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, круглые столы, мозговые штурмы, деловые игры, тренинги, проекты, в том числе через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

           Особенность программы заключается в клубной форме организации внеурочной деятельности и широкой вариативности направлений обучения школьников, обеспечивающих формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению. С учетом этих особенностей данная программа носит комплексный характер и представляет собой совокупность условий, в рамках которых внеурочная деятельность детей рассматриваются как своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. В результате реализации программы сами обучающиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами организации спортивно-оздоровительной работы в школе. Они включаются в проектную деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных мероприятий, и самое главное, родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом.

         В состав инвариантных модулей входят образовательный модуль «Спортивный менеджмент» и модули спортивных секций, как традиционных для нее, так и основанных на новых видах спорта для школы.

        Учебно-тематические планы модулей, содержание тем и объем отведенных на них часов определяет школа, разрабатывают педагоги, реализующие их в зависимости от уровня своего профессионализма, материально-технической базы школы, широты спектра контактов школы с социальными партнерами и т.д. (по этой причине в представленном фрагменте программы не представлены учебно-тематические планы с разбивкой на часы и темы, теорию и практику.

Цель программы: создание условий для увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания, формирование личности ребёнка средствами подвижных и спортивных игр

через включение их в коллективную деятельность.

Задачи программы:

  • воспитать устойчивость интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к спортивно- оздоровительной деятельности;
  • сформировать у занимающихся умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить спортивную или подвижную игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создать условия для проявления чувства коллективизма;

систематизировать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

  • развивать: внимание, ловкость, быстроту реакции, умения ориентироваться в пространстве;

-воспитать    культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным и спортивным играм.

Содержание курса

.

Тематические разделы программы:

     Легкая атлетика является наиболее оптимальным видом спорта для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует повышению функциональных возможностей организма, развивает выносливость, ловкость, скоростно-силовые и силовые качества.

     Спортивные игры содержат перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. Используемая методика проведения подводящих игр и эстафет, позволяет успешно воздействовать на различные системы организма, развивать ловкость, быстроту реакции.

     Подвижные игры средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры дети используют уже имеющиеся двигательные и умственные навыки, закрепляют их и совершенствуют, а также формируют новые качества личности.

     Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование самостоятельности и умений взаимодействовать с коллективом.

      Срок реализации программы внеурочной деятельности 1 год, 68 часов, 1 раз в неделю (2 часа). Участники программы: обучающиеся 5-11 классов

Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»

В результате освоения программы по образовательным модулям обучающиеся:

Личностные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»:

— активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

— проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

— проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей;

— оказание бескорыстной помощи окружающим людям, в т. ч. сверстникам, в сохранении и укреплении их здоровья;

—          широкий кругозор, осведомленность об основных событиях и изменениях в жизни школы, района, округа;

—          умение организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей;

—          конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе совместной деятельности;

—          своевременно вносить коррективы в свое поведение, намеченный план действий в зависимости от сложившейся ситуации.

Метапредметные результаты освоения обучающимися программы:

— осознание здоровья как социокультурного феномена в контексте физического, психологического и социального здоровья, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— планирование и организация самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

— анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

— управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

Предметные результаты освоения обучающимися программы

по модулю «Медико-биологическая  лаборатория»

по модулям спортивных секций

по модулю «Психологическая служба»         

по модулю «Туризм и краеведение»

по модулю «Спортивный пресс-центр»

обучающиеся:

— приобретут представление о здоровье и здоровом образе жизни как о сложных социокультурных феноменах;

— изучат основные факторы, влияющие на здоровье;

— научатся применять навыки профилактики и гигиены, позволяющие сохранить здоровье во всех присущих человеческому организму функциональных состояниях;

—          узнают основные группы пищевых продуктов и их влияние на организм;

—          научатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей.       

— научатся активно использовать различные виды двигательной активности и расслабления (физкультминутки, динамические паузы, отдельные упражнения, подвижные игры, релаксация, минутный отдых);

— научатся активно включаться в совместную спортивно-оздоровительную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья.

— приобретут устойчивое негативное отношение к наркомании, алкоголизму, табакокурению как к сложно излечимым заболеваниям;

— выработают алгоритм поведения в различных ситуациях, в том числе конфликтных и экстремальных ситуациях общения с людьми, находящимися в различных психологических состояниях.

— получат заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и  науках;

—          осознают необходимость природоохранной деятельности как условия полноценной жизни и здоровья человека.

— научатся доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

— научатся использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

—          научатся выступать с аудио-, видео  и графическим сопровождением;

—          овладеют различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по 3-м уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Первый уровень по программе – школьник знает и понимает все разнообразие спортивно-оздоровительной работы в школе, районе, округе и т.д.

        Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Второй уровень воспитательных результатов по программе – школьник ценит общественно-полезную деятельность в школе и мотивирован на активное участие в спортивно-оздоровительной деятельности школы.

Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы. Школьник самостоятельно организовывает различные спортивно-оздоровительные мероприятия, активно участвует в их разработке и подготовке.

Основными формами презентации образовательных достижений и результатов освоения обучающимися программы являются:

—          данные анкетирования обучающихся, педагогов и родителей по вопросам здоровья и поведения обучающихся и реализации программы формирования здорового и безопасного образа жизни (проводится в начале и конце учебного года);

—          проявление социальной активности: проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, участие в кроссах, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях;

—          разработка и презентация проектов и результатов учебных исследований, конференциях, подготовка и распространение печатных материалов и т.п.

      Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Учебно-тематический план

Наименование темыКоличество часов
ВсегоТеоретические занятияПрактические занятия
1.Вводное занятие. ТБ на занятиях в группе Школьного спортивного клуба и во время самостоятельных занятий22
2.Легкая атлетика16  В течение занятия16
3.Спортивные игры3636
4.Подвижные игры1414
ИТОГО:68266

Тематическое планирование

№ п/пТема учебного занятия, разделаКол-во часовФорма занятияЭОР/ЦОР
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
1.Техника безопасности и правила поведения  в спортивном зале. Игровые эстафеты.2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
2.Терминология. Упражнения на развитие быстроты2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
3.Бег на короткие дистанции, низкий  старт2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
4.Передача эстафетной палочки, особенности эстафетного бега2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
5.Судейство в беге и прыжках. Прыжок в           длину.2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/  
6.Прыжок в длину с места, с разбега.2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
7.Эстафетный бег, упражнения на развитие скоростно-силовых  качеств.2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
8.Метание мяча в           цель и на дальность.2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
9.Упражнения на          развитие выносливости. Игровые эстафеты2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
БАСКЕТБОЛ
10.Техника безопасности на баскетболе. Основная стойка2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
11.Правила игры. Техника передвижений. Остановки и передачи мяча.2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
12.Правила судейства. Ведение и передачи мяча в движении.2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
13.Броски мяча  с места и в движении.    2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
14.Система личной защиты. Штрафной бросок мяча в корзину2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
15.Подстраховка. Выбивание мяча.2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
16.Разбор результатов игры. Перехват мяча.2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
17.Правила игры в стритбол. Игра 3х32Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
18.Правила игры в стритбол. Игра 3х32Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
ВОЛЕЙБОЛ
19.Техника безопасности на волейболе. Правила                    игры. Основная стойка, эстафеты.2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
20.Техника приёма мяча в парах, в четверках2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
21.Передача и прием  мяча после   передвижений.2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
22.Техника владения мячом: нижняя прямая подача2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
23.Техника владения мячом: верхняя прямая подача2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
24.Нападающий удар. Тактика игры в защите2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
25.Техника нападения                      у сетки.2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
26.Правила игры в волейбол. Двусторонняя учебная игра  2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
27.Правила игры в волейбол. Двусторонняя учебная игра  2Беседа — опрос. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
28.Техника безопасности на занятиях по подвижным играм. Эстафеты.2Беседа. Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
29ОРУ. Игра «Вышибалы». «Тяни   в круг»2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
30.Ору. Игра «Третий              лишний», «Внимание».2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
31.ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Не  урони».2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
32.ОРУ. Игра «Вызов», «Гонка                мячей по кругу».2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
33.ОРУ. Эстафета с элементами равновесия2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
34.ОРУ. Игра «Лапта»2Практическое занятиеhttps://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/
Автор темы: www.gopiplus.com, перевел WP-Templates.ru, поддержка SearchTimes.ru.