ПРОГРАММА СПОРТИВНОГО КЛУБА

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб» разработана в соответствии с требованиями:
— Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
— Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
— Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
— Уставом МОУ СОШ №5;
Программа направлена на привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательной организации традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование у обучающихся здорового образа жизни, их успешную социализацию.
Реализация программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб» по модулям позволяет максимально учесть в образовательной деятельности специфику развития обучающихся на каждом уровне, каждого возраста и формировать в любом возрасте социально компетентную личность на основе учёта индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения.
Реализации программы на уровне основного образования помогает педагогам интенсивно формировать личность и получить подростку правильный нравственный опыт, удовлетворить потребность первостепенной значимости в принадлежности к какой-нибудь группе, а также снизить негативные факторы, обусловливающие различные поведенческие отклонения в этом возрасте: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.
Для старших школьников программа практически готовит их к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
Мышление в судейской и инструкторской практике, арбитраж дает обучающимся возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между людьми. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием старшеклассника, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Он стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь: профилируется, готовится к труду, к выполнению гражданских обязанностей.
Программа предназначена для занятий с обучающимися на уровне основной и старшей школы и рассчитана на обучающихся:
— проявляющих повышенный интерес к физической культуре и спорту;
— мотивированных на дальнейшее обучение в учебных заведениях спортивного назначения.
Виды деятельности обучающихся в рамках программы: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
Образовательные формы, предусмотренные в программе: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, круглые столы, мозговые штурмы, деловые игры, тренинги, проекты, в том числе через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Особенность программы заключается в клубной форме организации внеурочной деятельности и широкой вариативности направлений обучения школьников, обеспечивающих формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению. С учетом этих особенностей данная программа носит комплексный характер и представляет собой совокупность условий, в рамках которых внеурочная деятельность детей рассматриваются как своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. В результате реализации программы сами обучающиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами организации спортивно-оздоровительной работы в школе. Они включаются в проектную деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных мероприятий, и самое главное, родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом.
В состав инвариантных модулей входят образовательный модуль «Спортивный менеджмент» и модули спортивных секций, как традиционных для нее, так и основанных на новых видах спорта для школы.
Учебно-тематические планы модулей, содержание тем и объем отведенных на них часов определяет школа, разрабатывают педагоги, реализующие их в зависимости от уровня своего профессионализма, материально-технической базы школы, широты спектра контактов школы с социальными партнерами и т.д. (по этой причине в представленном фрагменте программы не представлены учебно-тематические планы с разбивкой на часы и темы, теорию и практику.
Цель программы: создание условий для увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания, формирование личности ребёнка средствами подвижных и спортивных игр
через включение их в коллективную деятельность.
Задачи программы:
- воспитать устойчивость интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к спортивно- оздоровительной деятельности;
- сформировать у занимающихся умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить спортивную или подвижную игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создать условия для проявления чувства коллективизма;
систематизировать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
- развивать: внимание, ловкость, быстроту реакции, умения ориентироваться в пространстве;
-воспитать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным и спортивным играм.
Содержание курса
.
Тематические разделы программы:
Легкая атлетика является наиболее оптимальным видом спорта для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует повышению функциональных возможностей организма, развивает выносливость, ловкость, скоростно-силовые и силовые качества.
Спортивные игры содержат перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. Используемая методика проведения подводящих игр и эстафет, позволяет успешно воздействовать на различные системы организма, развивать ловкость, быстроту реакции.
Подвижные игры средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры дети используют уже имеющиеся двигательные и умственные навыки, закрепляют их и совершенствуют, а также формируют новые качества личности.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование самостоятельности и умений взаимодействовать с коллективом.
Срок реализации программы внеурочной деятельности 1 год, 68 часов, 1 раз в неделю (2 часа). Участники программы: обучающиеся 5-11 классов
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»
В результате освоения программы по образовательным модулям обучающиеся:
Личностные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»:
— активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
— проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
— проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей;
— оказание бескорыстной помощи окружающим людям, в т. ч. сверстникам, в сохранении и укреплении их здоровья;
— широкий кругозор, осведомленность об основных событиях и изменениях в жизни школы, района, округа;
— умение организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей;
— конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе совместной деятельности;
— своевременно вносить коррективы в свое поведение, намеченный план действий в зависимости от сложившейся ситуации.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы:
— осознание здоровья как социокультурного феномена в контексте физического, психологического и социального здоровья, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— планирование и организация самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
— анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
— управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Предметные результаты освоения обучающимися программы
по модулю «Медико-биологическая лаборатория»
по модулям спортивных секций
по модулю «Психологическая служба»
по модулю «Туризм и краеведение»
по модулю «Спортивный пресс-центр»
обучающиеся:
— приобретут представление о здоровье и здоровом образе жизни как о сложных социокультурных феноменах;
— изучат основные факторы, влияющие на здоровье;
— научатся применять навыки профилактики и гигиены, позволяющие сохранить здоровье во всех присущих человеческому организму функциональных состояниях;
— узнают основные группы пищевых продуктов и их влияние на организм;
— научатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей.
— научатся активно использовать различные виды двигательной активности и расслабления (физкультминутки, динамические паузы, отдельные упражнения, подвижные игры, релаксация, минутный отдых);
— научатся активно включаться в совместную спортивно-оздоровительную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья.
— приобретут устойчивое негативное отношение к наркомании, алкоголизму, табакокурению как к сложно излечимым заболеваниям;
— выработают алгоритм поведения в различных ситуациях, в том числе конфликтных и экстремальных ситуациях общения с людьми, находящимися в различных психологических состояниях.
— получат заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и науках;
— осознают необходимость природоохранной деятельности как условия полноценной жизни и здоровья человека.
— научатся доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
— научатся использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— научатся выступать с аудио-, видео и графическим сопровождением;
— овладеют различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по 3-м уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Первый уровень по программе – школьник знает и понимает все разнообразие спортивно-оздоровительной работы в школе, районе, округе и т.д.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Второй уровень воспитательных результатов по программе – школьник ценит общественно-полезную деятельность в школе и мотивирован на активное участие в спортивно-оздоровительной деятельности школы.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы. Школьник самостоятельно организовывает различные спортивно-оздоровительные мероприятия, активно участвует в их разработке и подготовке.
Основными формами презентации образовательных достижений и результатов освоения обучающимися программы являются:
— данные анкетирования обучающихся, педагогов и родителей по вопросам здоровья и поведения обучающихся и реализации программы формирования здорового и безопасного образа жизни (проводится в начале и конце учебного года);
— проявление социальной активности: проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, участие в кроссах, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях;
— разработка и презентация проектов и результатов учебных исследований, конференциях, подготовка и распространение печатных материалов и т.п.
Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Вводное занятие. ТБ на занятиях в группе Школьного спортивного клуба и во время самостоятельных занятий | 2 | 2 | — |
2. | Легкая атлетика | 16 | В течение занятия | 16 |
3. | Спортивные игры | 36 | 36 | |
4. | Подвижные игры | 14 | 14 | |
ИТОГО: | 68 | 2 | 66 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия, раздела | Кол-во часов | Форма занятия | ЭОР/ЦОР |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | ||||
1. | Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. Игровые эстафеты. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
2. | Терминология. Упражнения на развитие быстроты | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
3. | Бег на короткие дистанции, низкий старт | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
4. | Передача эстафетной палочки, особенности эстафетного бега | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
5. | Судейство в беге и прыжках. Прыжок в длину. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
6. | Прыжок в длину с места, с разбега. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
7. | Эстафетный бег, упражнения на развитие скоростно-силовых качеств. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
8. | Метание мяча в цель и на дальность. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
9. | Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
БАСКЕТБОЛ | ||||
10. | Техника безопасности на баскетболе. Основная стойка | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
11. | Правила игры. Техника передвижений. Остановки и передачи мяча. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
12. | Правила судейства. Ведение и передачи мяча в движении. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
13. | Броски мяча с места и в движении. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
14. | Система личной защиты. Штрафной бросок мяча в корзину | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
15. | Подстраховка. Выбивание мяча. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
16. | Разбор результатов игры. Перехват мяча. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
17. | Правила игры в стритбол. Игра 3х3 | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
18. | Правила игры в стритбол. Игра 3х3 | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
ВОЛЕЙБОЛ | ||||
19. | Техника безопасности на волейболе. Правила игры. Основная стойка, эстафеты. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
20. | Техника приёма мяча в парах, в четверках | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
21. | Передача и прием мяча после передвижений. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
22. | Техника владения мячом: нижняя прямая подача | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
23. | Техника владения мячом: верхняя прямая подача | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
24. | Нападающий удар. Тактика игры в защите | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
25. | Техника нападения у сетки. | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
26. | Правила игры в волейбол. Двусторонняя учебная игра | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
27. | Правила игры в волейбол. Двусторонняя учебная игра | 2 | Беседа — опрос. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | ||||
28. | Техника безопасности на занятиях по подвижным играм. Эстафеты. | 2 | Беседа. Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
29 | ОРУ. Игра «Вышибалы». «Тяни в круг» | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
30. | Ору. Игра «Третий лишний», «Внимание». | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
31. | ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Не урони». | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
32. | ОРУ. Игра «Вызов», «Гонка мячей по кругу». | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
33. | ОРУ. Эстафета с элементами равновесия | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |
34. | ОРУ. Игра «Лапта» | 2 | Практическое занятие | https://resh.edu.ru/ https://www.sport.ru/ |